Левой рукой правое ухо

Левой рукой правое ухо thumbnail

Учеба для первоклассника — это физическая нагрузка, и немалая. Да, хороший учитель будет делать на уроках физкультминутки, менять ритм обучения, но все равно — ученику придется сидеть по 4–5 часов за партой. Как определить, готов ли ребенок к школьным нагрузкам первого класса, рассказала кандидат биологических наук Екатерина Плышевская, педагог психолого-физиологической лаборатории Владимирского пединститута, которая занимается тестированием будущих первоклассников, директор школы №29 города Владимира. 

Итак, будущий школьник должен уметь:

1. Показать зубы

Количество постоянных зубов — признак физиологической зрелости ребенка в этом возрасте. К 7 годам должно быть 6–8 постоянных зубов, должны поменяться резцы и обычно два коренных. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки сидеть по 40 минут в течение урока. 

2. Достать правой рукой левое ухо

Левой рукой правое ухо

Это «филиппинский тест» — ребенок, протянув руку сверху через голову, должен выпрямленной ладонью накрыть половину уха, а лучше — закрыть ухо рукой полностью, не наклоняя голову.

Этот тест вместе с предыдущим показывает биологический возраст ребенка. Может, ему по документам уже 7 лет, и умственно он соответствует возрасту и даже опережает, но по биологическому отстает. Физически ребенку только шесть, он еще не созрел.

И школьные нагрузки, особенно при программе повышенной сложности, могут навредить его здоровью — он начнет болеть, начнутся психофизиологические нарушения. В этих случаях, может быть, лучше подождать год или выбрать школу с более простой программой.

3. Стоять на одной ноге

Тест «Поза Ромберга»: надо встать на одну ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, руки вытянуть вперед и закрыть глаза. К 7 годам ребенок может так простоять 8–10 секунд, если меньше — это признак физиологической незрелости скелета, неготовности к школе. 

Левой рукой правое ухо

Тест «Поза Ромберга»

4. Рисовать «дорожки», не заступая за края

Тест на мелкую моторику. Нужно выбрать картинки, где двумя близко расположенными линиями нарисованы «волны», и попросить ребенка провести третью между ними. Если линия нарисована в центре, не касается двух других — это признак готовности руки к обучению письму. 

Любой ребенок рисует лет с двух, держит карандаш в руке. Но особенность письма — более мелкие элементы, чем при рисунке. Если ребенку не даются такие извилистые линии, значит, рука не готова к письму, и возникнут проблемы: ребенок не сможет весь урок выводить элементы букв, будет быстро уставать, отвлекаться и в конце концов возненавидит письмо.

5. Считать в обратную сторону

Современные дети чуть ли не с двух лет умеют считать до 10, с четырех — до ста, до тысячи. Но это механическое действие, ребенок еще не понимает числового ряда. А вот основы логического мышления показывает умение считать в обратную сторону: от 10 до 1. 

Если ребенок может свободно ориентироваться в числовом ряде хотя бы в пределах десятка, то есть посчитать в обратном порядке, значит, он готов к изучению математики. А более сложный уровень — если ребенок может без подготовки посчитать через один: 10–8–6–4. Это позволяет надеяться, что ребенок без проблем будет осваивать программу повышенной сложности. 

6. Самостоятельно одеваться

Пресловутые шнурки завязывать не обязательно — просто купите ребенку всю обувь на липучках, упростите всем жизнь. Но ребенок должен уметь снять и надеть штаны целиком, а не застывать в одной штанине, задумавшись о жизни. Должен уметь надеть куртку и намотать шарф — пусть криво-косо, учитель поправит. Но процедура одевания-раздевания «от и до» должна быть освоена.

7. Есть вилкой

Да, многие дети к 7 годам умеют пользоваться только ложкой. У меня был первый класс, где из 30 ребят 10 не умели есть вилкой. А мамы с сознанием своей правоты сообщали: «Дома я его кормлю».

Дома вы можете общаться с ребенком, как хотите, но в школе он должен уметь взять тарелку и держать ложку и вилку. Перемена короткая, и если ребенок не будет уметь есть сам, он останется голодным.

8. Следовать инструкциям учителя

Школа — это социум. Ребенок к первому классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи.

Левой рукой правое ухо

«Достали учебники. Взяли ручки», — как показывает мой опыт, даже такие простые инструкции многие дети не понимают. У тех, кто ходил в садик, проблем меньше, а вот «домашние» дети часто просто не слышат посторонних взрослых.

К выполнению простых инструкций надо готовить детей лет с пяти. Да и с детсадовцами бывают проблемы, родители могут внушать ребенку, что правильно — только то, что говорят они, а остальных слушать не надо.

Но и тут важно не переборщить: ребенок не должен любого взрослого воспринимать как истину в последней инстанции. Дети должны понимать границы. Когда учитель говорит: «Взяли ручки и пишем» — это надо выполнять. Когда незнакомец на улице подходит и говорит: «Идем со мной» — ни в коем случае! Ребенок в 5–6 лет такие границы уже в состоянии усвоить. 

Что же делать, если он еще не готов?

Чтобы определить, готов ли ребенок к школе, смотрите только на него. Не на соседей, не на учителей. Когда ко мне приходит на консультацию мама и жалуется, что ребенок в 6 лет не читает, а «соседка говорит, что у нее с четырех лет на двух языках читает», я всегда отвечаю: «Ну так и вы говорите».

Что касается физического развития, надо смотреть на сочетание признаков. Если к 6,5 годам только начали выпадать молочные зубы, в «филиппинском тесте» ребенок не достает до уха, не получается «поза Ромберга» — значит, ребенок просто еще не созрел физически. Он не сможет высидеть 40 минут урока, будет быстро утомляться, пропускать объяснения, возникнут проблемы с усвоением материала. Тогда надо просто дать ребенку «созреть», отложить поступление в школу на год.

Левой рукой правое ухо

Если не соответствует школьной норме только один признак — например, зубы не начали меняться, сейчас это частый случай, но вы видите, что ребенок может долго и сосредоточенно выполнять задания, а не срывается с места каждые 10 минут — в школу пора. А зубы вырастут в свой срок.

Читайте также:  Сильно болит ухо правое

Если ребенок психологически не совсем готов: боится оставаться один, не может сам одеться, не помнит, куда минуту назад положил свою вещь, и возраст позволяет отложить поступление в школу на год — лучше это сделать. Вы не поверите, как быстро меняются дети в этом возрасте, между 6 и 7 годами целая эпоха. Семилеткам учеба всегда дается проще, чем шестилетним, если речь не идет о вундеркинде.

Если уже скоро семь с половиной, а проблемы не исчезли, — выбирайте школу со щадящей программой. Ближе к дому, с малой наполняемостью классов. Не гонитесь за программами повышенной сложности: если у ребенка позже проявятся способности и интерес к серьезным предметам, переведете в другую школу.

В программе начальной школы нет ничего, что потом нельзя наверстать за пару месяцев. Главное, не отбить у ребенка желание учиться.

При поддержке Фонда президентских грантов

Источник

Учеба для первоклассника — это физическая нагрузка, и немалая. Как определить, готов ли к этому ребенок? У каждого педагога тут свой подход. Но мы нашли довольно четкие критерии от специалиста психолого-физиологической лаборатории, которая занимается тестированием будущих первоклассников, кандидата биологических наук Екатерины Плышевской. Чтения и письма в списке нет, а что же тогда должен уметь ребенок?

1. Отрастить 6-8 постоянных зубов

Количество постоянных зубов — признак физиологической зрелости ребенка в этом возрасте. К 7 годам должно быть 6–8 постоянных зубов, должны поменяться резцы и обычно два коренных. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки сидеть по 40 минут в течение урока. 

2. Достать правой рукой левое ухо

Это «филиппинский тест» — ребенок, протянув руку сверху через голову, должен выпрямленной ладонью накрыть половину уха, а лучше — закрыть ухо рукой полностью, не наклоняя голову.

Этот тест вместе с предыдущим показывает биологический возраст ребенка. Может, ему по документам уже 7 лет, и умственно он соответствует возрасту и даже опережает, но по биологическому отстает. Физически ребенку только шесть, он еще не созрел.

И школьные нагрузки, особенно при программе повышенной сложности, могут навредить его здоровью — он начнет болеть, начнутся психофизиологические нарушения. В этих случаях, может быть, лучше подождать год или выбрать школу с более простой программой.

3. Стоять на одной ноге

Тест «Поза Ромберга»: надо встать на одну ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, руки вытянуть вперед и закрыть глаза. К 7 годам ребенок может так простоять 8-10 секунд, если меньше — это признак физиологической незрелости скелета, неготовности к школе. 
 

Тест «Поза Ромберга»

4. Рисовать «дорожки», не заступая за края

Тест на мелкую моторику. Нужно выбрать картинки, где двумя близко расположенными линиями нарисованы «волны», и попросить ребенка провести третью между ними. Если линия нарисована в центре, не касается двух других — это признак готовности руки к обучению письму. 

Любой ребенок рисует лет с двух, держит карандаш в руке. Но особенность письма — более мелкие элементы, чем при рисунке. Если ребенку не даются такие извилистые линии, значит, рука не готова к письму, и возникнут проблемы: ребенок не сможет весь урок выводить элементы букв, будет быстро уставать, отвлекаться и в конце концов возненавидит письмо.

5. Считать в обратную сторону

Современные дети чуть ли не с двух лет умеют считать до 10, с четырех — до ста, до тысячи. Но это механическое действие, ребенок еще не понимает числового ряда. А вот основы логического мышления показывает умение считать в обратную сторону: от 10 до 1. 

Если ребенок может свободно ориентироваться в числовом ряде хотя бы в пределах десятка, то есть посчитать в обратном порядке, значит, он готов к изучению математики. А более сложный уровень — если ребенок может без подготовки посчитать через один: 10–8–6–4. Это позволяет надеяться, что ребенок без проблем будет осваивать программу повышенной сложности. 

6. Самостоятельно одеваться

Пресловутые шнурки завязывать не обязательно — просто купите ребенку всю обувь на липучках, упростите всем жизнь. Но ребенок должен уметь снять и надеть штаны целиком, а не застывать в одной штанине, задумавшись о жизни. Должен уметь надеть куртку и намотать шарф — пусть криво-косо, учитель поправит. Но процедура одевания-раздевания «от и до» должна быть освоена.

7. Есть вилкой

Да, многие дети к 7 годам умеют пользоваться только ложкой. У меня был первый класс, где из 30 ребят 10 не умели есть вилкой. А мамы с сознанием своей правоты сообщали: «Дома я его кормлю».

Дома вы можете общаться с ребенком, как хотите, но в школе он должен уметь взять тарелку и держать ложку и вилку. Перемена короткая, и если ребенок не будет уметь есть сам, он останется голодным.

8. Следовать инструкциям учителя

Школа — это социум. Ребенок к первому классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи.
 

«Достали учебники. Взяли ручки», — как показывает мой опыт, даже такие простые инструкции многие дети не понимают. У тех, кто ходил в садик, проблем меньше, а вот «домашние» дети часто просто не слышат посторонних взрослых.

К выполнению простых инструкций надо готовить детей лет с пяти. Да и с детсадовцами бывают проблемы, родители могут внушать ребенку, что правильно — только то, что говорят они, а остальных слушать не надо.

Но и тут важно не переборщить: ребенок не должен любого взрослого воспринимать как истину в последней инстанции. Дети должны понимать границы. Когда учитель говорит: «Взяли ручки и пишем» — это надо выполнять. Когда незнакомец на улице подходит и говорит: «Идем со мной» — ни в коем случае! Ребенок в 5–6 лет такие границы уже в состоянии усвоить. 

Читайте также:  К чему чешется правое ухо внутри в среду

Что делать, если ребенок еще не готов?

Чтобы определить, готов ли ребенок к школе, смотрите только на него. Не на соседей, не на учителей. Когда ко мне приходит на консультацию мама и жалуется, что ребенок в 6 лет не читает, а «соседка говорит, что у нее с четырех лет на двух языках читает», я всегда отвечаю: «Ну так и вы говорите».

Что касается физического развития, надо смотреть на сочетание признаков. Если к 6,5 годам только начали выпадать молочные зубы, в «филиппинском тесте» ребенок не достает до уха, не получается «поза Ромберга» — значит, ребенок просто еще не созрел физически. Он не сможет высидеть 40 минут урока, будет быстро утомляться, пропускать объяснения, возникнут проблемы с усвоением материала. Тогда надо просто дать ребенку «созреть», отложить поступление в школу на год.
 

Если не соответствует школьной норме только один признак — например, зубы не начали меняться, сейчас это частый случай, но вы видите, что ребенок может долго и сосредоточенно выполнять задания, а не срывается с места каждые 10 минут — в школу пора. А зубы вырастут в свой срок.

Если ребенок психологически не совсем готов: боится оставаться один, не может сам одеться, не помнит, куда минуту назад положил свою вещь, и возраст позволяет отложить поступление в школу на год — лучше это сделать. Вы не поверите, как быстро меняются дети в этом возрасте, между 6 и 7 годами — целая эпоха. Семилеткам учеба всегда дается проще, чем шестилетним, если речь не идет о вундеркинде.

Если уже скоро семь с половиной, а проблемы не исчезли, — выбирайте школу со щадящей программой. Ближе к дому, с малой наполняемостью классов. Не гонитесь за программами повышенной сложности: если у ребенка позже проявятся способности и интерес к серьезным предметам, переведете в другую школу.

В программе начальной школы нет ничего, что потом нельзя наверстать за пару месяцев. Главное, не отбить у ребенка желание учиться.

Источник: pravmir.ru

Источник

В каком возрасте у ребенка формируется ведущая рука? Почему малыша, который вдруг переключился на левую руку, стоит отвести к неврологу? Какие проблемы преследуют левшей, и все ли стереотипы о них правдивы? На эти и другие вопросы отвечает нейропсихолог Ольга Войтехович.

Ольга Войтехович
нейропсихолог, семейный психолог, психолог-консультант

Леворукость и левшество — в чем разница?

— Какую роль в работе организма выполняют правое и левое полушарие мозга?

— Про какую-то особенную и отдельную роль говорить нельзя. Оба полушария одинаково важны. Но я понимаю, откуда взялся такой вопрос.

В обществе широко распространилась концепция доминирования одного из полушарий. О ней часто говорят. Эта концепция была разработана в 1864 году французским хирургом, этнографом и анатомом Полем Брокка. Он обнаружил, что артикуляционный центр речи локализуется в левом полушарии, то есть в полушарии, противоположном ведущей руке (у правшей). Этот и некоторые другие факты, которыми располагала тогда наука, привели ученых к выводу, что за все доминирующие психологические функции отвечает левое полушарие, а за второстепенные — правое полушарие. Однако они ошибались. Дальнейшие исследования внесли коррективы в данную теорию.

Сегодня концепция устройства мозга звучит по-другому: каждое полушарие является ведущим для определенных психических функций. Каждое! То есть, действительно какими-то чуть больше управляет одно, другими — другое, но оба они вносят свой специфический вклад в целостное поведение.

К примеру, для зрительно-пространственных функций доминантным является правое полушарие. Но если человеку предложили не привычный знакомый ему материал, а нечто новое, то тут уже необходимо включать в большей степени анатилические способности и тогда за работу примется левое полушарие, так как это его профиль. В общем, все зависит от нюансов.

— Какую часть населения занимают левши, а какую правши?

— По разным данным от 5 до 15% жителей планеты являются леворукими и менее 1% — амбидекстры.

Амбидекстриия — врожденное или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук, без выделения ведущей, и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью.

Почему данные по левшам так рознятся? Скорее всего, это происходит из-за того, что в разных странах по-разному относятся к переучиванию левшей (кода детей заставляют писать правой рукой).

— Чем отличается леворукость от левшество?

— Левшество более широкое понятие, чем рукость.

Рукость — термин, используемый для обозначения преобладания или превосходства одной руки над другой в том, что касается письма, мануальных навыков и других занятий.

Левшество — левосторонняя асимметрия парных органов (преобладание левой части над правой). Возможно, многие не знают, но у человека есть не только ведущая рука, но и ведущая нога, ухо, глаз и так далее.

Существует достаточно серьезных тестов на определение левшества, в том числе и медицинские. Но по крайней мере для себя можно сделать много любопытных открытий, если выполнить несколько упражнений.

1. Сложите руки одна на одну, как любил делать Наполеон. Обратите внимание, какая рука сверху. Далеко не всегда это та же рука, которой человек пишет.

2. Похлопайте в ладоши. Отметьте, какая ладонь сверху.

3. Прислушайтесь, как тикают наручные часы (пусть даже и воображаемые). Скорее всего, прислушиваться вы будете ведущим ухом.

4. Посмотрите в воображаемую подзорную трубу. Обычно подносят ее к ведущему глазу.

5. Положите ногу на ногу. Ведущая сверху.

По собранным данным уже можно сделать предварительный вывод. По крайней мере, вы удивитесь тому, что ведущими могут оказаться части тела разных сторон.

Более серьезное профессиональное тестирование  обнаружило:

  • Левшество слуха (ведущее левое ухо) — у 20-30% населения;
  • Левшество ноги (ведущая нога левая) — у 36% населения;
  • Левшество зрения (ведущий левый глаз) — у 19% населения;
  • Леворукость — всего лишь 5%.
Читайте также:  От чего щелкает в правом ухе

Что на самом деле очень интересно. Ведь природа допускает больше разнообразия в других конечностях и системах, по сравнению с рукостью.

Гениальность левшей никак не подтверждена

— Какими могут быть причины левшества?

— Это большая загадка. На сегодняшний день никаких особых причин не выявлено. Теорий выдвигается множество. Более-менее логичным мне кажется, утверждение, что это генетическая особенность, потому что действительно у левшей с высокой долей вероятности рождаются дети-левши.

Некоторые ученые утверждают, что у неандертальцев, процент левшей был тот же, что у современных хомосапиенсев. Не знаю, как исследователям удалось выяснить этот факт, но тем не менее, если до сих пор в процессе эволюции природа не вытеснила левшей, значит человечеству эти люди необходимы.

— Говорят, у левшей есть множество отличительных особенностей и даже преимуществ. Может поэтому они несут какую-то определенную миссию?

— Долгое время, и правда, активно обсуждался данный вопрос. Но реальных доказательств слишком мало. Я бы назвала такие утверждения мифами.

Люди могут быть более талантливыми, умными, быстрыми, сообразительными чем другие независимо от того, какой тип профиля у них преобладает. Нет данных подтверждающих, что среди гениальных людей соотношение праворуких и леворуких отличается от основной популяции. Хотя из-за необходимости адаптации неудобному миру и вынужденному поиску решения разных задач, креативность у таких людей действительно может быть на высоком уровне. Но это результат постоянный тренировок мозга, а не врожденная особенность.

Единственное преимущество заметно в спорте. Ведь леворукий противник — непростой противник. Он способен нанести неожиданный удар или забить гол с неожиданной стороны. Поэтому если тренерам попадается такой спортсмен, они всегда обращают на него внимание.

Ведущая рука формируется еще до рождения

— А как насчет того факта, что левши чаще страдают психическими расстройствами?

— Да, действительно. Не намного, но чаще. Кстати, левши чаще мучаются и от бессонницы. Такой факт тоже существует.

С другой стороны, подумайте сами: левши живут в мире правшей и постоянно испытывают в связи с этим определенный стресс. Дверные ручки, тетради на кольцах, бытовая техника, рабочие инструменты (например, бензопила), многие музыкальные инструменты, игровые джойстики и даже кухонные ножи — все это производится для правшей. И левшам приходится либо искать товар на заказ, либо справляться с тем, что предлагают. Это одна из причин стресса, да и физических травм леворуких.

— К какому возрасту у ребенка формируется ведущая рука?

— Возможно, вы удивитесь, но право- или леворукость можно определить уже к 15 неделе беременности. Ведь даже на УЗИ можно заметить, что ребенку больше нравится сосать пальчик конкретной руки и определенное положение тела, больше повернутое в правый или в левый бок. Это означает, что при рождении ребенок уже определил ведущую руку.

В обычной жизни родители начинают замечать преобладание какой-то из рук, как правило, к 2-3 годам. К 4-летнему возрасту обычно сомнений у родителей уже не остается. Хотя некоторые детки иногда не спешат показывать мамам и папам свои предпочтения. Они пробуют мир и каждый раз делают это иначе: то одной, то другой рукой. Просто из-за интереса. 

— Правда ли, что у леворуких детей распространены проблемы с развитием речи?

— Это не всегда так. Прямой взаимосвязи нет. Из собственного опыта скажу, что детки левши действительно намного чаще появляются у меня на приеме. Но проблемы у них очень разнообразные и связаны не только с речью. Они чаще нуждаются в помощи.

Однако при адекватном сопровождении все сложности у таких детей очень быстро уходят, и они могут даже опережать сверстников

Переучивать левшей нельзя

— Какие сложности иногда возникают у детей-левшей?

— Может немного притормаживать развитие зрительно-пространственного восприятия. Им труднее адаптироваться к школе, все по той же причине сложности приспособления к миру праворуких. Педагоги могут столкнуться с проблемой зеркального письма у таких учеников (хотя, данная особенность встречается и у правшей).

— Почему левшей нельзя переучивать?

— Можно научить ребенка писать правой рукой, но изменить асимметрию мозга нельзя. К чему все это приведет: мы так и не разовьем у него ведущую руку. Неведущая рука никогда не станет главной, просто научится писать. У ребенка, скорее всего, будет некрасивый почерк, он будет быстрее уставать, легче раздражаться и вообще понесет колоссальные энергетические и эмоциональные затраты. Стоит ли оно того? Таким образом родители собственноручно открывают ребенку дверь к неврозам.

— Как помочь маленьким левшам легче адаптироваться к миру?

— Если у родителей появились подозрения, что их малыш левша, особенно, когда он вместо привычной правой вдруг все начинает брать левой рукой, первое, что необходимо сделать — показать ребенка неврологу для исключения гипертонуса мышц.  

Гипертонус — это нарушение мышечного тонуса тела, которое выражается в перенапряжении мышц.

Нередко бывает, что в правой руке тонус повышен и ребенок просто выбирает ту руку, которой легче оперировать. Изменение мышечного тонуса может быть вызвано заболеваниями и повреждениями на разных уровнях нервной системы.

Если невролог говорит, что все хорошо. Значит, просто делаем вывод, что ребенок левша, поэтому нужно постараться сделать его мир более комфортным.

Сегодня все же преподаватели не настаивают на переучивании. Родителям стоит обратить внимание на ассортимент товаров для письма, предназначенных специально для левшей. Существуют адаптированные прописи для левшей, клавиатура для компьютера и другие аксессуары.

Рабочая зона дома у ребенка тоже должна быть адаптирована под его особенность. Свет от окна на тетрадь должен падать не слева, а справа. Предметы должны располагаться так, чтобы ребенку было удобно. Если вы замечаете проблемы в развитии речи или письма и/или другие трудности в обучении обратитесь к логопеду и/или нейропсихологу. Эти специалисты  помогут ребенку преодолеть проблемы, исходя из его особенностей.

По теме: Как избежать слабоумия? 7 правил для здоровья мозга

Источник